Тема 25-го кадра интересна многим. Существуют различные мнения по данному вопросу, зачастую противоречащие друг другу.
Методика 25-го кадра основана на том, что глаз человека может воспринимать всего 24 кадра в секунду, а 25-й зрительно не воспринимается, но при этом фиксируется подсознанием. Это значит, что на людей без их сознательного участия можно посредством этой методики оказывать влияние. Так гласит теория. А что же на практике?
Информация о двадцать пятом кадре стала распространяться с 1957 года. Тогда Джеймс Вайкери сделал заявление о том, что в кинотеатрах Нью-Джерси он провел эксперимент, целью которого было повышение эффективности рекламы. В ходе данного эксперимента при показе фильма «Пикник» был использован дополнительный проектор, с которого во время смены кадра выводились скрытые надписи «Ешьте попкорн» и «Кока-кола». Триллер «Пикник» с этой рекламой демонстрировался в прокате всё лето. За это время, как сообщил Джеймс Вайкери, продажа попкорна в буфетах кинотеатров увеличилась на 50%, а Кока-колы на 17%.
После этого эксперимента технология 25-го кадра была запатентована Вайкери, и он открыл свою компанию, занимающуюся подобной рекламой в фильмах.
Информация о 25-ом кадре и его воздействии на людей заинтересовала как рядовых граждан, так и врачей, ученых и правительство. Данные эксперимента обросли мифами и вызвали широкий резонанс в обществе. В том же 1957 году Норман Казинис опубликовал статью, в которой высказал мнение о том, что ничто не мешает использовать 25-й кадр не только для рекламы, но и в политических целях, то есть для пропаганды каких-либо идей. Чуть позже публицист Брайан Ки заявил, что теорию 25-го кадра можно применять в фотографиях, рисунках и объявлениях, а также то, что её уже широко используют рекламные агентства и правительство.
Применение данной методики вызывает два вопроса: «Вреден ли 25 кадр?» и «Насколько он эффективен?».
Начнем с того, что технология 25-го кадра является попыткой незаконного проникновения в подсознание людей, так как это производится без их согласия и даже без их ведома. Данный вред можно назвать относительным, так как есть открытая реклама, которую теле- и кинозрителям также достаточно агрессивно навязывают.
Считается, что однократный показ 25-го кадра не окажет никакого эффекта, но в течение одного рекламного ролика он может быть показан 6 и более раз. Это уже приведет к отложению информации из 25-го кадра в подсознании и заставит зрителя купить конкретный рекламируемый товар. Данное утверждение справедливо при условии, что у человека была хотя бы минимальная потребность в этом товаре. То есть, если есть потребность в стиральном порошке, то 25-й кадр побудит купить порошок именно рекламируемой в скрытом кадре марки. Но если потребности в данном товаре изначально нет, то и бездумной покупки не будет. Например, если мужчина посмотрит рекламу колготок определенной марки, то сила 25-го кадра не заставит его их купить, так как колготки ему не нужны в принципе.
Второй вредный аспект 25-го кадра – это мелькание изображения, которое сопровождает его демонстрацию. Оно способно нанести вред психике, может спровоцировать приступ у больного эпилепсией и др. Справедливости ради стоит отметить, что сильное мелькание есть и без 25-го кадра, в музыкальных клипах и других видеоизображениях.
Вышеизложенное негативное влияние 25-го кадра может многих напугать. Но с другой стороны Американская психологическая ассоциация еще в 1958 году официально опровергла эффективность 25-го кадра. Кроме того, сам «отец» данной теории Джеймс Вайкери в 1962 году сделал признание, что его эксперимент 57-го года и вся статистика результатов его проведения были сфабрикованы.
Таким образом, нет однозначной информации о том, действительно ли работает 25 кадр и вреден ли он. Тем не менее, в Российском законодательстве (Закон РФ «О средствах массовой информации») прописано, что в кино-, теле- и видеопродукции, а также в компьютерных файлах информационного характера запрещается использование скрытых вставок, которые влияют на подсознание людей и (или) причиняют вред их здоровью.
Несмотря на данный запрет, сейчас технология 25-го кадра получила свое второе рождение. Широкое распространение приобрели различные обучающие курсы, основанные на ней. Создатели данных курсов утверждают, что 25-й кадр не наносит никакого вреда здоровью, зато может вам помочь выучить иностранный язык, избавиться от вредных привычек и т.п. Данные курсы активно рекламируются и продаются, так как официального запрета на их распространение нет. Пока не известно, насколько они эффективны. Также не известно, есть ли в них в принципе 25-й кадр или же производители «лукавят». Так что это остается на личное усмотрение каждого человека: доверять ли подобным курсам, верить ли в эффективность 25-го кадра, а также стоит ли подвергать свое подсознание такому прямому воздействию или лучше не рисковать.